Права пассажира в случае задержки вылета самолета
Права пассажира в случае задержки вылета самолета в связи со снегопадом, гололедом или плохой видимостью и не предоставлением авиакомпанией ему питания, напитков и гостиницы на время ожидания вылета
В соответствии с положениями ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
Непреодолимая сила и чрезвычайные обстоятельства согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ — это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, сделавшие невозможным исполнение обязательства. В рассматриваемой ситуации причиной задержки рейса стали неблагоприятные погодные условия, в том числе гололед и плохая видимость.
Данные обстоятельства могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку п. 3.117 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128) относит к опасным для полетов метеорологическим явлениям гроза, град, сильная болтанка, сильный сдвиг ветра, гололед, сильное обледенение, смерч, ураган, сильная пыльная буря, вулканический пепел или осадки в виде дождя, ухудшающие метеорологическую видимость. При этом перечисленные данным пунктом условия могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы при условии, что они соответствуют критериям чрезвычайности и непредотвратимости.
Гололед может быть признан обстоятельством непреодолимой силы в случае, если образовавшийся лед невозможно было своевременно убрать силами служб аэропорта. Если же владелец аэропорта имел возможность подготовить взлетно-посадочную полосу, но не предпринял для этого своевременных мер (не произвел ремонт и закупку необходимой техники, достаточного количества антигололедных реагентов и т.п.) то обстоятельства непреодолимой силы отсутствуют и с авиакомпании может быть взыскан штраф за задержку отправления.
Что же касается плохой видимости (до величины менее 800 м), то она не зависит от действий авиакомпании и владельца аэродрома, и, следовательно, относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Поэтому в указанной ситуации пассажир не вправе требовать взыскания с авиакомпании штрафа за просрочку доставки, предусмотренного ст. 120 ВК РФ.
Однако, если из-за задержки рейса пассажир откажется от полета, перевозчик обязан возвратить ему стоимость билета (п. 2 ст. 795 ГК РФ, п. 235 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82. Данная обязанность возникает независимо от того, какими причинами была вызвана задержка рейса.
При длительной задержке вылета авиакомпания обязана была предоставить пассажиру ряд услуг, в том числе обеспечить прохладительными напитками и горячим питанием, а также местом в гостинице (пп. 4 п. 2 ст. 106 ВК РФ, п. 99 Правил).
Если же пассажир был вынужден снимать гостиницу и питаться за свой счет, соответствующие расходы признаются реальным ущербом, причиненным некачественным оказанием услуги перевозки (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Задержка рейса, а также бездействие авиакомпании, которая не оказала помощь в предоставлении гостиницы и питания, являются основанием для возмещения пассажиру причиненного морального вреда по ст. 151 ГК РФ.
Таким образом, пассажир вправе требовать возмещения реального ущерба, вызванного неисполнением авиакомпанией обязанностей, связанных с задержкой вылета, а также возмещения морального вреда. А в том случае, если пассажир отказался от перевозки из-за задержки рейса, он также вправе требовать возврата провозной платы (п. 2 ст. 795 ГК РФ).
Для реализации своего права пассажир должен предъявить перевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение шести месяцев. В аэропорту также необходимо поставить отметку в билете о задержке рейса. Образец претензии к авиакомпании в разделе «Претензии и иски потребителей»
Комментарии к темам